Каждый, кто читал книги баронессы Орци (а не только смотрел экранизации, где характер Шовлена сильно упрощен и редуцирован, а конфликт с главным героем сведен к банальному соперничеству в любви), согласится, что гражданин - очень нетривиальная личность. Он жесток (порой проявляет совершенно иезуитскую жестокость), но при этом свято держит слово; мстителен и злопамятен, но при этом - человек идейный и принципиальный; он одиночка (ни близкого друга, ни любовницы), но при этом нежно любит единственную дочь; кроме того, он храбр, постоянен в своих чувствах (много лет хранит верность памяти умершей жены), при этом его привлекают яркие, коммуникабельные, неординарные женщины (он симпатизирует известной актрисе). Если записать в столбик его достоинства, получим портрет храброго, целомудренного, верного, имеющего твердые убеждения и своеобразный кодекс чести человека; в другой колонке окажутся суровость, замкнутость, угрюмость, отсутствие чувства юмора, педантичность, замкнутость, подозрительность, злопамятность, словом, всё то, что в просторечии называют "тяжелый характер". По классификации американского психиатра Д.Наварро, это параноид в диапазоне "невротик-здоровый человек", т.е. это уровень акцентуации, а не расстройства личности. В социуме гражданин вполне адаптирован, но приятным человеком его не назовешь, товарищи его уважают, но не любят и не стремятся к общению сверх необходимого. Всем этим он очень напоминает другого, более известного литературного персонажа, а именно инспектора Жавера из "Отверженных" Гюго. Есть и другие литературные герои с параноидной акцентуацией: Мордаунт ("Двадцать лет спустя"), Олаф Кальдмеер ("Отблески Этерны" В.Камши). Когда такие люди с кем-то враждуют, их лозунг - "Месть, смерть и преисподняя!". Они так же злопамятны и мстительны, как нарциссы, но мотивы у них разные: нарцисс (например, миледи, преследующая д,Артаньяна и убивающая его возлюбленную) стремится уничтожить недруга физически и/или морально просто потому, что это доставит ему удовольствие, тогда как параноид (Жавер, преследующий Вальжана) хочет наказать зло и восстановить справедливость.
Параноиды очень обидчивы, особенно ранят их насмешки. Ненависть Шовлена к Блейкни во многом объясняется тем, что тот его постоянно троллит и изводит, перевирая его фамилию, издеваясь над его субтильностью, чопорностью и недостаточной элегантностью. Ненависть Жавера к Вальжану - тем, что тот его обманул, выставил дураком и (по мнению инспектора) посмеялся над этим. Им вообще постоянно кажется, что над ними смеются, особенно женщины, поэтому среди параноидов много старых холостяков. Они не мизогины, просто очень стеснительны и зажаты - не из робости, а из боязни насмешек. При этом параноиды способны любить, более того - они верные, преданные, эмпатичные, глубоко привязываются, очень порядочны и обликоморальны (но при этом ревнивы и любят воспитывать, отчего производят впечатление зануд). Поклонник-параноид - это очень мило, с ним можно чувствовать себя в безопасности, он не станет форсировать отношения и не влюбится в вашу лучшую подругу (они вообще не влюбляются, вещество любви накапливается у них постепенно, как пролактин у беременных). Вот только ухаживают такие мужчины оригинально: маячат поблизости, сверля объект симпатии тяжелым немигающим взглядом. Они вообще плохо умеют выражать свои чувства, - кривая улыбка в их исполнении фактически означает "Я люблю тебя".
Для параноида очень важно, чтобы друзья и возлюбленные разделяли его представления о чести и добродетели. Он не прощает лжи и предательства, резко и безжалостно рвет отношения (например, моментально уходит от любимой жены, если та слегка пококетничала с его другом). "Он тебя не пожалеет, не простит - твое сердце разобьется о гранит". А поскольку мужчин-параноидов как магнитом тянет к ярким, жизнерадостным, коммуникабельным женщинам, то они постоянно "сидят на измене", ревнуют, поучают и контролируют. Но в принципе не токсичны, за исключением "пограничников" и психотиков.
Остается удивляться, с какой точностью баронесса описала этот типаж. Вплоть до того, что дочь гражданина маркиза - очень инфантильная и добродетельная барышня (другой она и не могла стать в обстановке тотального контроля со стороны отца). И вроде бы нелогичная для такого серьезного мужчины симпатия к легкомысленной красавице актрисе - тоже очень характерный штрих. И многолетнее преследование Алого Первоцвета - обиженные параноиды самые упорные и неутомимые сталкеры (ср.: Мордаунт, Жавер).